Тапки в горошек. Валяние


Наконец-то руки дошли до обещанного МК по тапочкам. Особенность этого случая в том, что мы будем валять один тапок, т.к. второй уже свалян предварительно. Мастер-класс должен был уложиться в полтора часа, поэтому пришлось пойти на такую хитрость. Скажу сразу, это не особенно мудрое решение, т.к. подгонять один тапок под другой – неблагодарное занятие, но у нас не было другого выхода.

Мастер-классов я перечитала немало по тапкам, за что авторам большое спасибо. Однако, в процессе изготовления обуви я неоднократно сталкивалась с вопросами, которые не освещались в мастер-классах, и по мере получения опыта делала для себя маленькие открытия, которыми собираюсь поделиться с вами. Иначе, зачем нам одинаковые МК, где все различие будет только в размере тапочек и их цвете? Свои личные наработки я буду помечать цифрами, кому интересно – следите ))

Итак, мы будем валять вот такой тапок.




Сердечко к нему было заготовлено заранее из самодельного префельта, так же как и пятнышки. А вот и шаблон, можно наглядно оценить усадку изделия.




Делаем тапок из двух цветов шерсти – белой и красной троицкой, всего восемь слоев, по четыре каждого.



1. Валяя тапки, я обратила внимание, что часто сбиваюсь со счета – какой слой пошел? Пятый? Шестой? Я перевернула уже, или только собиралась? Эти сомнения выбивают меня из колеи. Для себя я нашла выход. Выкладываю сразу по два слоя, первое. Так легче считать. Переворачиваю тапочки одновременно, когда на обоих шаблонах уже лежит два слоя шерсти. Если и ошибусь в количестве слоев, так одновременно в обоих тапках.
2. Наблюдение два. Важно не перепутать, где у вас пятка, где носок. Мое решение простое – я ВСЕГДА кладу заготовку задником ближе к себе и переворачиваю ее, не нарушая этот принцип. Я так уже привыкла, и даже уже не задумываюсь над тем, где у меня, собственно, задник. (дело в том, что когда у вас 8-10 слоев шерсти, то небольшая разница в выкройке настолько незаметна, что вы уже не поймете, где носок, где задник, и потом разрежете тапок в неправильном месте)

Итак, у нас идут первые два слоя. Продольно-поперечная раскладка, ничего особенного. Делаем полотно немного больше шаблона, чтобы потом загнуть края.



Поливаем его мыльной водой и придавливаем пленкой, чтобы промочить хорошенько



Примеряем шаблон



Важно не забыть наше сердечко. Поднимаем шаблон и пристраиваем его. Важно учесть высоту задника и примерную усадку с тем, чтобы сердечко не уползло наверх.



Заворачиваем на шаблон края полотна, начиная с наиболее крутых окружностей. Аккуратно!



Повторяем процедуру – очередные 2 слоя.



Большой захлест теперь не нужен, иначе у нас образуются в конце концов очень толстые стенки. У нас должно быть все ровно.



Переворачиваем тапок (задник смотрит на нас!). И заворачиваем края.



И так выкладываем по 4 слоя с каждой стороны. В итоге выходит толстенький блинчик



Теперь - то же самое, но с красной шерстью



3. Я люблю лить много воды, но когда тапок весь уже уложен, у меня наводнение. Я нашла способ с этим бороться. Первые слои я поливаю достаточно щедро, чтобы шерсть слиплась и хорошо держалась. Зато после 6 слоев я уже почти не поливаю заготовку, просто придавливаю тапок, он промокает, и все счастливы
4. И вот еще что. Поскольку у нас был МК и люди постоянно смотрели, трогали и вертели наш блинчик, то мы запутались, где же верх? Ничего страшного. Раскопали шерсть до самого низа, нашли сердечко, закопали его обратно, и никаких следов преступления ))




Вот в итоге у нас что вышло. Можно сравнить размеры заготовки и готового тапка. Мне страшно. А ведь еще люди смотрят. А ну как не усажу до нужного размера?



Украшаем наш тапок пятнышками. У нас не тапок, а мухомор практически. Просто накладываем кружочки из префельта на шерсть.
5. Важно. Поскольку у нас в тапке много слоев, и волоски собираются мигрировать повсюду весьма активно, то если у вас декор из совсем тонкого префельта, то шерсть из тапка его попросту съест. Обидно будет! Останутся размытые следы, которые никак не украсят вашу обувь. Поэтому префельт не должен быть:
a. Рыхлым, поваляйте его чуток
b. Тонким, минимум 3 слоя, лучше четыре
c. Содержать тонкие детали – они точно утонут в шерсти




Теперь мылим, накрываем пленкой, придавливаем и валяем (кто как, я - машинкой).




Однако даже после машинки пятнышки еще не совсем прилипли к тапку, поэтому я одеваю скользкую перчатку (это важно! Без пупырышек!!) и приваливаю минут пять эти пятнышки уже без пленки – сначала тихонько, потом уже посильнее поглаживая наши пятнышки круговыми движениями.



Они прилипли! Можно усилить нажим. Вооружаемся скалкой



Теперь можно валять уже без боязни, что декор уползет под стол. Люблю валять тапки вот этим устройством. Колесики сильно впиваются в толщу тапочка, я ощущаю, как структура полотна уплотняется.



Войлок сцепился и слои не «ездят». Шаблон активно пытается вылезти наружу. Это сигнал к следующему этапу. Делаем первый надрез.



Важно не переборщить. Нам нужен высокий задник, чтобы носить было удобно. Поэтому сначала лучше сделать надрез подальше от скругления. Вытаскиваем шаблон.
Видим наше сердечко. Выглядит подозрительно – похоже, что еще не очень хорошо привалялось к шерсти. Не беда. За три минуты рассеиваем все подозрения. Сердечко прилипло.



В итоге у нас есть сырой тапок с небольшим разрезом, который мы будем увеличивать по мере необходимости. Лучше понемногу три раза резать, чем один раз сильно расстроиться.



Формируем задник. Я ужас как привередлива к этой детали обуви. Для меня это показатель мастерства. Не люблю заваленные назад задники, но и не приветствую круглые. И в любом случае, не делаю мелких задников – тапки сваливаются с ноги, короче, я привереда. Поэтому на этом этапе я изо всех своих сил вытягиваю пятку. Силачи – не переборщите!
6. Поделюсь еще одним наблюдением. Вроде как логично сделать выкройку тапочка похожей на стельку, т.е. шаблон должен быть немного Уже в области пятки. Я так не делаю. Потому что тогда у меня выходит низкий задник. Наоборот, я даже немного расширяю шаблон к пятке, это позволяет мне делать разрез выше и задник гарантированно поднимается, и обе стороны тапочка, естественно, тоже. Если сомневаетесь. То хотя бы оставьте шаблон ровным, не сужайте к пятке. Обрезать вы всегда успеете.
7. Чтобы сформировать ровный и высокий задник, внутрь тапочка можно поставить бутылку, толкушку для картофеля и пр. предметы, которые повторяют профиль этой части обуви. Потом тереть задник и придавать ему форму будет существенно легче.



Формируем как изнутри, так и снаружи



Дальше все обычно – валяем носок, бока, низ тапка. Пока никаких тепмературных процедур, просто уплотняем полотно. Если войлок уже не хлипкий, тапок можно постучать об пол несильно, не растягивая его стенки.



Вот он уже уменьшился вполне прилично. Пора его купать. Можно окунуть в очень горячую воду и потом опять повалять. Можно сунуть в микроволновку и подогреть его там.



В общем, горячие ванны и трение уменьшают его еще. Кто привык катать войлок – можно катать в рулоне, я предпочитаю тереть руками, т.к. мне неудобно такое толстое изделие катать, но это дело привычки. Одновременно подравниваем совсем некрасивые места на срезах - они нам точно погоды не сделают.



Теперь контрастный душ. Именно этот тапок ну никак не хотел усаживаться до нужного размера, поэтому идем на крайние меры – обливаем тапок кипятком, держим его немного, чтобы пропитался (не забудьте про технику безопасности!), потом выуживаем его аккуратно – и в холодную воду.



На тапочке уже осталось совсем мало пены, и после холодной воды я еще раз намыливаю его и немного валяю в руках. Он уже совсем плотный, осталось совсем чуть-чуть.



Моя горячая вода еще не остыла, поэтому я второй опускаю его в воду, вытаскиваю, стучу об пол.



Теперь тапок можно расправить и сравним с «братом».




Ура! Одинаковые. Но нам теперь надо сделать одинаковые вырезы. Я делаю на глаз, кто боится – наметайте, предварительно проверив размеры.
Но это еще не все.
8. Я люблю красивый круглый срез на тапочке, особенно, если он из двух-трехцветных слоев шерсти. Для этого я ножницами формирую боковые срезы (так их и заваливать проще). Я срезаю по внешней стороне шерсть немного наискосок. Тогда белый слой становится виден лучше.



Замыливаем срезы. Делаем это хорошо, не халтурим. Завалять срезы можно не только мокрым, но и сухим способом. Желающие могут вооружиться иглами (тапок надо тогда высушить сначала). Я делаю по-мокрому, иглы не люблю, хотя пару раз так делала.



Прошло полтора часа. Наши тапочки для ребенка готовы. размер 32 (примерно)



У меня есть пенопластовые колодки. Технология изготовления меняется несильно. Когда тапок почти готов, засовываете внутрь колодку, она влезает с трудом. Намыливаете, трете немного с мылом, минут 15-20, чтобы придать форму. Потом надеваете гольф и туго(!) завязываете. Это важно – а то сползет гольф, тапок свалится с колодки, сядет сильнее чем надо, и обувку вы свою выкинете. Суете в машину, предварительно положив в мешок для стирки. Пару полотенец, режим от 40 до 60 градусов, отжим 400 оборотов. Вынимаете готовые тапки. Проверено много раз – если на колодке тапок болтается, не надейтесь, что он сядет на колодку после стирки в машине. Так и останется, может, на пару миллиметров всего сядет. Класть в машинку надо, когда тапок одет на колодку уже туго. Машина немного уплотнит войлок, но не посадит его. Ну, по крайней мере, мой опыт был таков.

Выводы.
1. В тапке выкройка очень важна. Думаю, это приходит с опытом. Но может и просто повезти. Усаживать можно достаточно сильно, поэтому если видите, что велико, высока вероятность, что после минут двадцати валяния он еще подсядет. Пробуйте.
2. Толщина – думаю, не меньше 8 слоев, хотя сама меньше 10 слоев не делаю. Но это от руки сильно зависит, кто как выкладывает.
3. Если обувь не довалять, то она быстро протрется.
4. На взрослую пару у меня уходит не меньше 5 часов, физически – это довольно тяжелая работа.
5. Можно подшить подошву, но это уже другая история.
6. Кое-какие недочеты вполне исправляются иглами, не бойтесь!
7. Мне кажется, что меринос 18,5 микрон для тапочек не подходит, либо надо лечь костьми, чтобы увалять их до определенной жесткости. Я использую тонкую троицкую, и не жалуюсь (жалуюсь, конечно, что валять тяжело, но уровень плотности мне нравится). Думаю, для экстремалов пойдет и полутонкая. Только мне жалко ваши руки ((
8. Был эксперимент с валянием в стиральной машине недовалянных до конца тапочек - вышло некрасиво. Они свалялись, конечно, и даже сели как надо, но поверхность вышла бугристая и непривлекательная, я эти тапки ношу дома и ненавижу их. Выбор ваш.

В течение МК я привела 8 собственных наблюдений, и надеюсь, они вам пригодятся.